620034 г. Екатеринбург,
ул. Колмогорова, 66, УрГУПС.
+7(922) 205-95-92
+7(343) 221-24-67

О НЕОБХОДИМОСТИ ОТКРЫТИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОСТОВИКОВ И ДОРОЖНИКОВ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В феврале 2017 года академиками РАТ Овчинниковым И.Г., Хариным В.В. и доцентом Овчинниковым И.И. для руководства Курганской области была написана записка о подготовке кадров мостостроителей. Несмотря на прошедшие три с лишним года, поднятые вопросы в записке не потеряли свою актуальность. Ниже приводится содержание этой записки.

Курганская область расположена на юге Западно-Сибирской равнины, на стыке Урала и Сибири. Граничит с Республикой Казахстан, Тюменской, Челябинской, Свердловской областями.Территория  71 488 км², что составляет 0,42 % площади России.Численность населения  869 814 чел. (2015 г.).

Протяженность автомобильных дорог общего пользования Курганской области составляет более 17 тысяч км, в том числе регионального или межмуниципального значения - 7896,6 км, из них с твердым покрытием - 5863,4 км (74,3%). Обеспеченность автомобильными дорогами с твердым покрытием на тысячу квадратных километров территории составляет 123,5 км, что значительно меньше среднего по Российской Федерации показателя - 300 км.Из 1220 населенных пунктов Курганской области 406 населенных пунктов (33%) не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования.71,4% протяженности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения не соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, что приводит к повышению себестоимости автомобильных перевозок и снижению конкурентоспособности продукции предприятий.

Не удовлетворяет современным требованиям состояние автодорожных мостов: из 276 имеющихся мостов 60% мостов требуют проведения ремонтных работ и обустройства средствами обеспечения безопасности дорожного движения.

В настоящее время социально-экономическое развитие Курганской области во многом сдерживается из-за ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, так как исчерпана пропускная способность и высока степень износа значительной части автомобильных дорог и мостов на них, отсутствуют круглогодичные связи с 406 населенными пунктами. Низкий технический уровень автомобильных дорог обуславливает высокий уровень транспортной составляющей в себестоимости продукции. Именно поэтому особое значение и приоритетное направление приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие существующей сети автомобильных дорог, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и мостовых сооружений, что приведет к повышению безопасности дорожного движения, ликвидации транспортной дискриминации территорий.

С начала 2014 года в Курганской области действует Государственная программа Курганской области «Повышение безопасности дорожного движения в Курганской области» на 2014-2018 годы.Но реализация любой программы невозможна без наличия квалифицированных кадров.Парадокс заключается в том, что хотя в Кургане размещается крупнейшее в России предприятие по изготовлению мостовых металлоконструкций -  «Курганстальмост», но область страдает из-за отсутствия мостов, особенно малых. В то же время такие проблемы характерны не только для Курганской области, но и для Уральского федерального округа и в  целом для России.

            Для исправления сложившейся ситуации предлагается рассмотреть возможность открытия подготовки специалистов – инженеров-строителей автодорожных мостов и автомобильных дорог.

    В настоящее время в России существует четыре возможные траектории получения соответствующего образования.

1)    специальность «Строительство  железных дорог, мостов и тоннелей»:

достоинства: срок обучения 5 лет, получение квалификации инженера путей сообщения, возможность военной подготовки, если в вузе есть военная кафедра;

недостатки: изучение преимущественно железнодорожных мостов и тоннелей, и практически отсутствие изучения автодорожных мостов и тоннелей (некоторые университеты путей сообщения сами корректируют министерские учебные планы, добавляя автодорожные мосты и тоннели); обучение только на коммерческой основе (в университетах путей сообщения за обучение платит РЖД, но потом необходимо отрабатывать определенный срок в ее подразделениях), вообще не изучается строительство автомобильных дорог.

2)  специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений»:

достоинства: получение квалификации инженера строителя; возможность военной подготовки, если в вузе есть военная кафедра; из-за большей протяженности обучения возможность более широкой и глубокой проработки отдельных вопросов;

недостатки: больший срок обучения - 6 лет; непонятен статус специальности, так как в названии специализации нет прямого указания на мостовое направление.

3) двухуровневое образование: сначала бакалавриат«Мосты и тоннели» 4 года, а затем магистратура направления «Строительство» с мостовым профилем – 2 года:

достоинства: после 4 лет обучения наличие как бы высшего образования; возможность после бакалавриата сменить достаточно кардинально  направленность обучения; получение в конце двухуровневого цикла двух дипломов о высшем образовании;

недостатки: больший срок обучения - 6 лет для получения полного статуса; ограничение на занимаемые должности после окончания бакалавриата; наличие значительного количества ненужных в практической деятельности «гуманитарных» предметов; значительный крен в сторону подготовки научных работников (что при продолжительности аспирантуры 4 года приводит к необходимости тратить более 10 лет для получения кандидатской степени); непонятный статус выпускной квалификационной работы – зарубежом это диссертация, а здесь просто ВКР), отсутствие указания на инженерную сторону подготовки.

4)    специальность «Строительство и техническое прикрытие автодорог, мостов и тоннелей»:

достоинства: срок обучения 5 лет, получение квалификации инженера путей сообщения, возможность военной подготовки, если в вузе есть военная кафедра;

недостатки: трудность пробивания открытия специальности, так как раньше из-за слов «техническое прикрытие» считали, что это чисто военная специальность.

      Обратим также внимание на общий недостаток всех этих траекторий подготовки специалистов для отрасли транспортного строительства: подчинение программ обучения Министерству образования и науки РФ, что приводит к не учёту требований отрасли транспортного строительства при подготовке специалистов.

       Для улучшения состояния дел со специалистами в сфере транспортного строительства в Курганской области и шире в Уральском федеральном округе предлагается открыть подготовку специалистов по специальности:

08.05.03 «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей»

Специализация № 5 «Строительство (реконструкция), эксплуатация и техническое прикрытие мостов и тоннелей» (срок обучения – 5 лет, форма обучения – очная).

Специализация № 4 «Строительство (реконструкция), эксплуатация и техническое прикрытие автомобильных дорог» (срок обучения – 5 лет, форма обучения – очная).

     Отличие специальности 08.05.03 «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей» и в частности специализации №5 от  специальности «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей (08.05.02, которая имеется в УрГУПСе) в том, что  специализация №5 ориентирована на подготовку специалистов по строительству автодорожных мостов, а таких специалистов в последнее время выпускается очень мало.

     Для открытия указанной специальности 08.05.03 «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей» в городе Кургане есть все необходимые условия.

Имеется флагман отечественного мостостроения – «Курганстальмост», который нуждается в высококвалифицированных специалистах и потому заинтересован в развитии материальной базы  создаваемой кафедры  автомобильных мостов и  дорог, и готов предоставить свою материальную базу для подготовки студентов – мостовиков старших курсов. Немаловажно, что указанные специалисты будут востребованы не только в УрФО, но и целом по РФ.

     Подготовку специалистов по автомобильным дорогам и мостам можно открыть, сравнив  достоинства и недостатки нескольких вариантов:

ВАРИАНТ 1. Открытие соответствующей подготовки и кафедры «Автомобильные дороги и мосты»  на базе Курганского государственного университета. В этом случае вопрос будет заключаться только в необходимости создания профильной кафедры  «Автомобильные дороги и мосты», так как для преподавания естественно-научных, общетехнических, гуманитарных дисциплин университет уже подготовлен и нет необходимости создавать новые кафедры ибо такие кафедры и преподаватели уже есть. При этом огромную помощь в создании профильной кафедры может оказать «Курганстальмост».

ВАРИАНТ 2. Открытие соответствующей подготовки и кафедры на базе Курганского института железнодорожного транспорта, филиала  Уральского государственного университета путей сообщения, который имеет кафедру «Мосты и транспортные тоннели», правда ориентированную на подготовку специалистов по специальности«Строительство  железных дорог, мостов и тоннелей», никак не связанную с подготовкой специалистов по строительству автомобильных дорог и автодорожных мостов. К сожалению, КИЖТ, как филиал УрГУПСа с самого начала своего существования   имеет очень слабую материальную базу и в случае открытия специальности на его основе придется открывать не только кафедру «Автомобильные дороги и мосты», но и дополнительно ряд кафедр для обеспечения полноценного учебного процесса.

Сразу  заметим, что к тому же руководство УрГУПСа не проявляло и не проявляет никакой заинтересованности в открытии подготовки специалистов в КИЖТе по автомобильным дорогам и мостам, ибо такие предложения делались ему,  начиная с 2014 года. Возможно, причиной является или то, что УрГУПС тяготеет к подготовке специалистов для РЖД, а предлагаемая специальность относится к ведению Росавтодора. Или же УрГУПСу безразлична судьба так и не состоявшегося КИЖТа как института .Причем последнее предположение наиболее вероятно, если смотреть на текущие процессы как в УрГУПСе, так и в КИЖТе.

    Мы полагаем, что другие варианты открытия подготовки специалистов по строительству автомобильных дорог и мостов путем создания филиала какого-либо другого профильного  вуза (как, например, предлагает ФГБОУ ВО«Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)» столкнутся с теми же, или даже большими проблемами, что и открытие специальности на базе КИЖТ УрГУПСа.

     При открытии подготовки специалистов по специальности «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей» на базе Курганского государственного университета мы надеемся на помощь, которую может оказать академик РАТ, доктор технических наук, профессор Овчинников Игорь Георгиевич, который имеет огромный опыт по созданию специализированных кафедрдля подготовки мостовиков. В свое время как член УМО он принимал участие в открытии мостовых специальностей и создании мостовых кафедр в УрГУПСе, Самарском УПСе, Казанском ГАСУ, Волгоградском ГАСУ, Воронежском ГАСУ. Кроме того, перед началом строительства транспортных объектов Сочинской олимпиады профессор Овчинников И.Г. организовал подготовку мостовиков на базе Сочинского филиала Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) и является там  заведующим кафедрой «Транспортное строительство». Следует сказать, что в строительстве практически всех мостовых и тоннельных  сооружений в Сочи принимали участие студенты и выпускники профессора Овчинникова И.Г.

     В настоящее время профессор Овчинников И.Г. занимается подготовкой кандидатов технических наук для мостовых кафедр Уральского государственного университета путей сообщения, Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ)», Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. То есть он может оказать помощь не только в организации профильной кафедры, но и в течение ряда лет подготовить современные кадры преподавателей высшей квалификации по дорожно-мостовому направлению для работы на этой профильной кафедре. При этом большую помощь в подготовке кадров высшей квалификации может оказать «Курганстальмост», предоставляя свою базу для проведения научных исследователей аспирантам.

      Наличие кафедры «Автомобильные дороги и мосты» на факультете «Транспортные системы» в КГУ позволит на ее базе с привлечением проектной организации ООО «Мостпроект» развернуть научные исследования совместно с ЗАО «Курганстальмост» по мостовому и дорожному направлению, а также создать малые инновационные предприятия по проектированию и строительству малых мостов и автомобильных дорог в Курганской области и Уральском федеральном округе.  В 2015 году коллектив ученых и специалистов КИЖТ, Курганстальмост и Мостпроект под руководством профессора Овчинникова И.Г. получил премию Губернатора Курганской области в сфере науки, техники и инновационной деятельности за работу «Малые мосты — пути развития и перспективы применения в Курганской области и Уральском федеральном округе». В 2017г. в той-же номинации (инновационная деятельность)  и тем –же составом  (Парышев Д.Н., Моисеев О.Ю., Овчинников И.Г., Харин В.В., Овчинников И.И.)  получена премия Губернатора за работу «Исследование применимости трубобетонных конструкций для создания малых искусственных сооружений – малых автодорожных мостов и пешеходных мостов».

Зам. генерального директора по научной работе

и инновационному развитиюЗАО «Курганстальмост»,

действительный член РАТ Харин В.В.

Профессор СГТУ им Гагарина Ю.А.,

действительный член РАТ Овчинников И.Г.

Доцент СГТУ им. Гагарина Ю.А.,

советник РАТ Овчинников И.И.




С НАМИ СОТРУДНИЧАЮТ

Сайт разработан и поддерживается ЗАО «Курганстальмост»
Авторы проекта академики РАТ Д.Н. Парышев и В.В. Харин
© 2013 Уральское межрегиональное
    отделение Российской Академии Транспорта