620034 г. Екатеринбург,
ул. Колмогорова, 66, УрГУПС.
+7(922) 205-95-92
+7(343) 221-24-67

Вести из Поволжского отделения РАТ. Границы ответственности

Кто виноват в гибели водителей на трассе «Сызрань-Саратов-Волгоград»?

Саратовские дороги давно уже стали притчей во языцех среди водителей разных регионов. И даже теперь, когда ситуация с ними уже не столь критичная, как например 10 лет назад,  сложившийся «антибренд» развеять очень сложно. Тем не менее, у многих наших соседей с дорогами дела обстоят далеко не лучшим образом, что сильно влияет на работу транспортного комплекса нашей губернии. В первую очередь речь идет о федеральной трассе «Саратов-Волгоград», которая лишь частично защищена от снежных заносов. Соответствующие работы проведены только на саратовском участке дороги. На волгоградском же ситуация отдана на откуп природе – и в результате практически каждую зиму трассу объявляют непроходимой для транспорта. А еще каждый год там замерзают люди - и этот не стал исключением. 

НАУКА ПРОТИВ ЛЕСОПОЛОС

Вопрос этот поднял профессор, академик Российской академии транспорта Игорь Овчинников вместе с группой коллег. Они вспомнили, что уже в постсоветский период был изобретен новый способ защиты дорог от снежных заносов (в придачу к посадке традиционных «зеленых полос» или установке ограждений). Говоря простым языком, ученые выяснили, что при определенных условиях и направлении ветра в выемках в земле снег не задерживается. Группа саратовских ученых во главе с  нынешним заместителем председателя Поволжского отделения Российской академии транспорта (РАТ), академиком Олегом Распоровым провели исследования и выяснили, что это природное явление можно использовать на благо человеку. Причем нужно для этого немного – съемка рельефа местности, знание розы ветров на том или ином участке трассы и определенные расчеты. В результате у саратовских ученых получилось обмануть природу и спроектировать специальные снегозащитные валы, позволяющие сохранить дорогу от заносов при метели. При этом, как они считают, это способ наиболее экономически обоснованный в нынешних рыночных условиях – то есть влечет за собой меньшие затраты и большую отдачу, чем другие, традиционно применяемые для этих же целей.

«Лесозащитные полосы требуют постоянного ухода за собой, а реально  работать начинают только через 3-5 лет после их посадки (в зависимости от климатической зоны), а в некоторых почвенно-климатических условиях вообще не растут. То есть  для того, чтобы дорога в момент сдачи в эксплуатацию была защищена от заносов указанным способом, необходимо начинать их устраивать за 3-5 лет до ввода дороги в эксплуатацию. По опыту многолетней работы такого не было никогда, и потому введенная в эксплуатацию дорога, на которой устроены лесозащитные полосы, в первые годы подвержена интенсивным снежным заносам», - рассказывает Олег Распоров. Академика поддерживает и его коллега по научной работе Игорь Овчинников.

«Устройство защиты дороги от снежных заносов путем установки щитов и устройства заборов также имеет ряд существенных недостатков, которые в последнее время привели к тому, что указанный способ защиты дорог от заносов практически перестал применяться. К недостаткам, прежде всего,  относятся небольшой срок службы и высокая стоимость щитов и заборов, большая трудоемкость установки и особенно перестановки щитов и, самое главное, расхищение щитов, с чем вести борьбу практически невозможно», - поделился со «Взглядом» ученый. Также, в теории, в условиях сильного снегопада и метели с заносами можно бороться превентивными методами – постоянно расчищая дорогу. Так, кстати, иногда в советское время и делали. Только вот между проходами спецтехники должно быть не более 10-15 минут разницы – вряд ли наши дорожники при нынешнем уровне финансирования отрасли смогут пойти на подобные затраты.

ЗАНОСЫ НЕ ПРИГОВОР

Фактически, для реализации метода борьбы со снегом на трассах, предложенного саратовскими учеными, необходимы только расчеты, простейшая дорожная техника и относительно небольшие временные затраты. Наверное, именно из-за этого в середине 90-х годов этот проект был даже внедрен и реализован на территории нашей губернии – она стала своего рода «пилотом». Проектные работы по защите от заносов выполняло Государственное проектное предприятие «Дорпроект» под руководством главного инженера предприятия Удалова В.Н. Но дальше дело не пошло. И почему волгоградские дорожники, хотя и знали об этих работах и их результатах и даже брали для ознакомления проектные материалы, но не стали внедрять это решение – до сих пор неизвестно. Может быть они  решили оберегать трассу от заносов «по старинке».

В итоге, трасса «Саратов-Волгоград» была защищена от заносов только наполовину – и до сих пор жители обоих регионов вынуждены пожинать плоды этого «половинчатого» решения. Кстати, с момента строительства снегозащитных валов, саратовский участок трассы ни разу не был занесен. «До 1996 года эта автодорога заносилась снегом как в пределах Волгоградской, так и в пределах Саратовской областей. Но в 1994-95 годах на этой автодороге в пределах Саратовской области были проведены работы по защите существующей трассы от снежных заносов. После проведения этих работ на автодороге Сызрань-Саратов-Волгоград в Саратовской области не было ни одного случая перерыва движения по причине снежных заносов», - рассказывают Овчинников и Распоров.

Но такая ситуация сохраняется лишь до границы с Волгоградской областью, где зимой водителей порой «заворачивают» домой сотрудники дорожной полиции, перекрывающие трассу. Не пускают даже довольно высокопоставленных чиновников. Потому что ехать дальше в прямом смысле слова опасно для жизни. Только в этом году на этой злополучной трассе замерзли насмерть несколько человек, в том числе работников дорожных служб посланных расчищать снежные заносы. При этом власти вынуждены практически каждую зиму тратить баснословные деньги на настоящие спасательные операции по расчистке жизненно-важной трассы и установке щитов, призванных защитить проложенные сквозь завалы «коридоры жизни». Однако, не смотря на принимаемые меры, ежегодно это шоссе становится тем самым пресловутым «последним путем» для нескольких неосторожных водителей. Может быть, стоило бы раз и навсегда решить эту проблему и обезопасить жизненно-важную для обоих регионов трассу, завершив тем самым работы, проведенные в Саратовской области уже полтора десятка лет назад? И тем самым во-первых спасти десятки жизней, а в придачу получить неплохую экономическую отдачу – ведь ежегодно из-за перекрытий трассы убытки предпринимателей, использующих шоссе для доставки грузов из одного региона в другой, исчисляется миллионами рублей. Это не говоря уже о транзитных перевозках.

НЕПРИЯТНЫЕ СЮРПРИЗЫ

Сейчас саратовские ученые забили тревогу. Письмо с описанием ситуации, было направлено ими руководителю Федерального дорожного агентства Александру Чабунину, коллегам из различных профильных вузов, а также в органы власти ЮФО (в том числе и в МЧС), в который входит и Волгоградская область. Специалисты не исключают, что эта тема будет затронута на ближайшей коллегии Росавтодора, и тогда, возможно, посыл саратовских ученых будет воспринят. И проблема, висящая над двумя крупными регионами уже полтора десятилетия, все-таки начнет решаться.

«Поскольку опыт Саратовской области показал большую эффективность устройства для защиты существующей дороги от снежных заносов, Поволжское отделение Российской Академии транспорта считает необходимым провести работы по защите автодороги Сызрань-Саратов-Волгоград в Волгоградской области с использованием опыта Саратовской области. Претворение в жизнь мероприятий по защите автодорог от снежных заносов позволит не только обеспечить бесперебойное безопасное  движение по автодороге в зимний период, но и снизить затраты на ее зимнее содержание», - уверяет академик Распоров.

А тем временем погода продолжает преподносить жителям Поволжья неприятные сюрпризы, и слякоть перемежается новыми снегопадами. К тому же синоптики не обещают в ближайшее время кардинального изменения ситуации и говорят о вновь надвигающейся на наш регион непогоде. Что вновь может спровоцировать проблемы на федеральной трассе «Сызрань-Саратов-Волгоград» и не дай Бог вновь привести к гибели людей. Хочется знать – до каких пор люди будут гибнуть из-за того, что когда-то кто-то не сумел договориться о выделении финансирования и так и не довел работу по защите важной транспортной артерии от снежных заносов до конца? Хотелось бы, чтобы на эту проблему обратили внимание и региональные власти – ведь в их компетенции как обратиться в администрацию региона-соседа, так и на федеральный уровень. К тому же сумма, необходимая для решения многолетней наболевшей проблемы не будет заоблачной, а соответствующие наработки (изобретение саратовских ученых было запатентовано как «Устройство для защиты дороги от снежных заносов») уже имеются… Дело только в желании.

Алексей Зернаков




С НАМИ СОТРУДНИЧАЮТ

Сайт разработан и поддерживается ЗАО «Курганстальмост»
Авторы проекта академики РАТ Д.Н. Парышев и В.В. Харин
© 2013 Уральское межрегиональное
    отделение Российской Академии Транспорта